Участники
Я, ВиктОр, Динка (экипаж Странные Люди), а также на первой половине гонки: Димка, Макс, Ленка (экипаж Амур), на второй половине гонки: Миша, Андрей и Оля (экипаж Иркутск).
Транспортные средства
Ёжики;)Два Mitsubishi L200 2.5TD, право ехать на которых мы заработали осенью на отборах. Машины мы получили за неделю до старта, ошиповали колёса (по 480 шипов на каждой покрышке), поставили дополнительные топливные баки и защиту днища почти до заднего моста, сделали спальные места в кунгах, провели электрику для навигационного и прочего оборудования, сваяли специальные "штуки" для прохождения спецучастков, под кодовым названием "ёжики" - Димкино изобретение;)
Вообще говоря, любопытная картина получилась там, в гараже: одна машина на подъёмнике - Димка варит бензобак, рядом летят искры - ВиктОр болгаркой обтачивает шипы для "ёжиков", в углу Динка на руках прошивает матрасы для спальных мест, из второй машины торчат мои ноги - я прокладываю электропроводку. Можно было бы снять небольшой прикольный фильм - жаль, поздно эта мысль пришла к нам в головы;)

Перед началом Гонки
Цели поездки - выиграть 10 килограммов золота в Золотом Зачёте и кортики в зачёте "Культурная Навигация".

Стартовали из Москвы в Мурманск в ночь с 18 на 19 февраля, в 9.00 20-го уже были на предстартовой техкомиссии, где подписали документы, уклеили машины рекламой и получили бортовые номера. Странные Люди - бортовой N1, Амур - N7. Последующие дни провели в гараже у дяди Вани (мировой мужик - бывший корабельный механик), доделывая машины.

Маяк на стартеЗа день перед началом Гонки я отправил ВиктОра и Динку разведать дорогу к маяку, гда должен был быть старт, они - молодцы - нашли только что построенный мост, которого не было ещё на картах, так что несмотря на то, что команда латышей (в составе которой, кстати, шла ещё одна наша хорошая знакомая - Маша Привалова) выехала с презентационной стоянки первой, у маяка первыми были мы;) Надо заметить, что Латыши были раздосадованы этим фактом.

1 этап. Мурманск - Питер
Колонна от места старта через МурманскУ маяка выстроились в колонну и поехали к первому спецучастку. Он находился на озере Вудьявр рядом с городом Кировск (Апатитский район, 240 км от Мурманска). Местом предстартового брифинга была назначена территория ботанического сада. Команды начали готовиться к СУ - кто шины подспускал, кто цепи надевал, мы поставили проставки на колёса, но спаренные колёса отложили до самого СУ. Как выяснилось чуть позже - очень зря. От ботанического сада ехали колонной в эдакой снежной "траншее", глубиной больше высоты машины. Слой снега где-то 180 см, воображение рисовало апокалиптические картины предстоящего СУ и возникала крамольная мысль: "Сюда бы бульдозер или экскаватор, куда уж нам на своих грузовичках с лопатами..." Действительность превзошла самые смелые фантазии, при выезде на берег озера нашим взорам предстала... вода. ВОДА! ЗИМОЙ!!! За Полярным Кругом 23 февраля!!!!!

Вода зимой за Полярным Кругом!Спецучасток представлял собой замёрзшую поверхность озера, на льду которого было полметра снега, а между снегом и льдом - по колено воды. За неделю до этого здесь случилась неожиданная оттепель. Вот такой вот сюрприз...

Спецучасток должен был быть пройден экипажем, лебедиться можно только за машину другого экипажа команды после финиша оного. Мы рассчитывали, что Амур быстро пройдёт СУ на "ёжиках" и вытянет нас стропой или лебёдкой, но через пару минут мы уткнулись, вывесив морду машины на нагребённый передним бампером сугроб из плотного мокрого снега и шлифуя лёд всеми колёсами. Конкуренты, использовавшие цепи, уже закончили СУ, на льду осталось пять машин и самым дальним от линии финиша был наш Амур. Пошли в ход наши модные телескопические лопаты. Выгребли снег из-под морды, сдали назад, пробили ходом сугроб. Ещё пару раз останавливались почти над нагребнным сугробом, назад, лопатами раскидывали вал снега и - ходом вперёд. Пробились до финишной черты - Амур там же, где и был, Димка с Максом наконец-то решились вылезти из машины в воду, надели "ёжики" на переднюю ось, проехали чуть-чуть и опять зависли. Мы - бегом цеплять их своей лебёдкой, поставив машину у финишной черты. Вытянули! Вытянули раньше, чем финишировали несколько других машин.

Получив печать на Амуровскую бумажку, отдышались, стали собирать тросы/стропы, снимать проставки. И тут у нас кто-то спросил: "А вы конверт с заданием на этап-то получили? А вы знаете, что финиш команды засчитывается при _получении_ этого конверта?!" Я хватаю документы и бегу через это водно-ледяное поле к Штабу СУ. По пути пару раз под телекамерами кувыркаюсь в воду в полный рост (спасибо Динке, правильно подобравшей экипировку - мембрана не пропустила воду) и получаю конверт лишь 13-м, почти последним, хотя СУ мы финишировали 10-ми.

Задание Этапа - навигация по пути до Питера, где надо оказаться через (уточню) сколько часов. Четыре "чёрных" точки (12 баллов - самая ценная категория): одна на север на 70 км дальше Мурманска (т.е. 5 часов туда-обратно на наших тихоходных грузовиках) - отказать, одна - в 150 км от СУ на восток (но на карте дорога туда обозначена "весьма условно"), одна - по дороге к западу от Ладожского озера (я был там летом, грейдер, горки вверх-вниз и серпантины). Решаем с Динкой: "Едем этой ниткой, по западному берегу Ладоги..." И тут слышу: "Двигатель залили! Гидро-удар!". Подхожу к выезду с озера - там лужа глубиной в колесо, посреди (ТВОЮ МАТЬ!) стоит "Борт 7, Амур". "Всё, " - думаю: "Приехали. 240 километров со старта - мотор убили. ТВОЮ МАТЬ! Позорище, выбыли из зачёта даже не финишировав первый же этап:("

Вот здесь Димка и словил гидроостановкуДимка по колено в луже полез под капот, разбираться, к ней стала выворачивать "шишига" Болдырева - тросом вытягивать, я пошёл в свою машину - машинально считать маршрут. Через полчаса Димка завёл свою, оказалось не всё так страшно - гидроостановка, двигатель цел. Но на всём этом было потеряно больше двух часов и оставалось попытаться добраться до ближайшей чёрной точки (та, куда шла "весьма условная" дорога), и после этого тупо пилить в Питер по федеральной трассе, собирая дешёвые точки по пути, только чтобы успеть финишировать до окончания контрольного времени.

Километров через 80 "весьма условная" дорога превратилась в лесовозные колеи, по которым можно ехать не быстрее 20 км/ч, надежда на взятие "чёрной" точки угасла вместе с заходом солнца, мы развернулись и поехали прямиком в Питер.

По дороге в Питер мы взяли несколько дешёвых точек, но летели по федеральной трассе так, что при подъезде к финишу у нас оставалось около двух с половиной часов. А в Выборге, до которого идёт хорошая финская дорога, до которого около ста вёрст от Питера, была "красная" точка. Стоимостью 5 баллов. Причём и я, и Динка знали не только город, но и объект, который необходимо было найти. Впритык по времени, рискуя не успеть, но мы могли взять эту точку! Вот тут и случился наш первый конфликт с Амуром. А точнее - с Максом, который категорически не хотел рисковать. На его разрешение ушло 20 минут. Тех самых минут, которых хватило бы чтобы проскочить пригородную пробку на Приморском шоссе.

Макса в итоге уговорили, но уперевшись в пробку, стало понятно, что эту точку взять тоже не судьба.

Неспешно проехав по городу до гостиницы "Охтинская", мы проставили отметки на ID экипажей одними из первых. За полтора часа до закрытия финиша. Странные Люди бурчали внутри себя на тему времени, потерянного на залитом моторе и дурацком споре.

2 этап. Питер - Москва
На финише первого этапа выяснилось, что всех участников размещают в весьма приличных двухместных номерах "люкс" в Охтинской, причём за счёт организаторов - это явилось для меня приятным сюрпризом, ибо по воспоминаниям участников прошлогодней гонки условия на МСК комфортными назвать было сложно, и в регламенте этой присутствовала выделенная жирным шрифтом фраза о том, что организаторы обеспечивают гонщиков _элементарными_удобствами_. Старт этапа был заявлен ночью, с Дворцовой площади, поэтому мы спокойно залегли спать. Впоследствии оказалось, что наволочки, простыни и персональные душевые мы видели первый и последний раз за две недели Гонки. Что ж, мы были к этому готовы, а питерский комфорт расценили как приятный подарок судьбы:)

На предстартовом брифинге упомянули о том, что это самый сложный с точки зрения навигации этап, поэтому мне пришлось отказаться от руля и полностью взять на себя штурманские вопросы. Нам было примерно известно, что этап будет весьма похож на то, что было в прошлом году, то есть надо доехать от Питера до Москвы, минуя штрафные зоны, которыми будут перекрыты все ключевые участки в городе, по трассе, и на основных объездах.

В ожидании стартаМашины выстроились на Дворцовой площади, в ожидании стартовой ракеты и раздачи слонов (то бишь конвертов с заданиями:), а организаторы и приглашённые ими персонажи (в частности какой-то бюрократ-ГИБДДэшник) толкали разнообразные пропагандистские речуги. Ракета! Хватаем конверты, разрывая обёртки на ходу, несёмся по своим машинам, и... ни одна машина, ни одна команда не трогается с места;) Сторонним наблюдателям это, наверное, было очень странно - только что была движуха, люди бежали бегом - а через минуту все участники в машинах, сочно рокочут дизельные моторы, фары горят, но все стоят. Стоят минуту, стоят пять минут, десять, лица участников посвечиваются светом приборных панелей и экранов ноутбуков. Через полчаса, не слишком торопясь, машины начинают разъезжаться в разные стороны - это организаторы по рации передали, что Дворцовая площадь должна быть освобождена, иначе начнутся проблемы с ГИБДД.

Динка фигачит точки и координаты зон-ловушекА происходило вот что - по заданию этапа действительно было необходимо пройти от Питера до Москвы, минуя зоны-ловушки. При этом также нужно было собрать максимальное количество точек культурной Навигации. На всё это давалось 18 часов. "Чёрных" точек было всего две, одна выше трассы Е95 (которая, как и ожидалось, изобиловала зонами-ловушками), другая - ниже, на границе Архангельской и Ярославской областей. При этом скопления остальных точек выше Е95 было ближе к Питеру, а ниже - на середине корридора и ближе к Москве. Мы решили идти ниже, чтобы ночью пройти больший кусок почти без точек, взять "чёрную", а при свете дня уже спокойно заниматься поиском остальных. Тем более, что на одной из тренировок мы уже, изрядно поплутав, "пробили" маршрут именно с этой стороны Е95 (пятый день выезда), который как оказалось, красиво огибал все зоны-ловушки.

Те же, вид сбоку;)Совершенно спокойно мы дошли до Новгородской области, нашли усадьбу, куда был сослан Суворов, но обнаружили несоответстие фотографии в задании самому заданию. Пока выясняли - точно ли это правильное место - разбудили пол деревни;) Потом решили, что берём две трёхочковых точки, расположенных в получасовой зоне-ловушке, ибо всё равно на поиск точки уходит от получаса до часа, а в этой зоне было сразу две очень простых, на расстоянии 30 вёрст друг от друга. Телефонный звонок с требованием об остановке аккуратно подгадали к заправке, так что спокойно за штрафное время залили солярку и проработали дальнейший маршрут:) В той же зоне встретили Волков - они там же отстаивались. Через эту ветку, насколько мне известно, пошли ещё Латыши и Мультики с Вымпелом.

Когда шли по старому тренировочному треку, выяснилось, что дороги изрядно подзасыпало по сравнению с временем тренировки, а за рулём Амуровской машины был Макс, который регулярно по рации бурчал, что нельзя идти с такой скоростью по таким дорогам. Разъединяться по регламенту запрещено, так что ничего не оставалось, как ехать 50-70 км/ч. К моменту решения - едем мы брать "чёрную" точку или нет - запаса времени не осталось, карта предвещала такую же жопу, как с "чёрной" точкой на первом этапе, и мы решили не рисковать. На этом этапе решение оказалось верным, хотя Волки и Латыши на своих скоростных машинах таки смогли её достать. Наверное и мы, рискнув, её бы взяли.

Дальше мы аккуратненько по нашему тренировочному треку проехали из Новгородской области в Тверскую, взяв по пути несколько точек, объехали через Клязин строящийся мост в Кимрах (потом, кстати, выяснилось, что легковые машины по этому мосту таки пускают), проскользнули между трёх подмосковных зон-ловушек и по дмитровскому шоссе с противоположной от точки финиша стороны Москвы (финиш был на 30-м километре Новорижской трассы) завершили этап. Небольшой сюрприз организаторов в виде 150 метров по снегу к финишному створу нас не взволновал, ибо у нас был целый час;)

В общем, не смотря на заявленную сложность, мы прошли этап спокойно, Динка с ВиктОром - за рулём, я - 17 часов не отрываясь от навигации, прибыли на МСК в Драйв-кафе, что на Солянке.

Но.

Начиная примерно с середины этапа я заметил, что Динка как-то не так себя ведёт, несколько зажато, как-то не очень обычно. Я несколько раз задавал вопрос: "Что-то случилось? Что-то не так? Устала?", каждый раз получая ответ: "Да всё в порядке, всё в норме." По дороге от места финиша до Драйв-кафе выяснилось, что таки не всё в порядке. Уж не знаю подробностей, но Динка с ВиктОром основательно поцапались по каким-то мировоззренческим вопросам. Заодно Динка вкрутила мне за ор на Апатитском спецучастке. Договорились перекусить в Драйв-кафе, и выяснить все вопросы. Заодно и спорные моменты с Амуром. Сели - и понеслось...

Амур внутри себя умудрился ТАК переругаться, что конфликт внутри нас уже казался невинной шуткой! У них уже звучали фразы:
- Всё, нафиг, давай ключи от машины, я поехал домой!
- Да на, подавись, вали отсюда!
Доехали до Москвы, называется. Впереди ещё 3/4 Гонки, пять этапов! Хуже не придумаешь

Охреневший от семнадцатичасового штурманьячества и разборок я;)Пришлось вспомнить навыки психотерапевта. Выглядело это, наверное, тошнотворно, типа: "Ребята, вы много наговорили друг о друге плохого, но ведь есть же и много хорошего. Давайте каждый по кругу скажет о каждом что-то хорошее, то, за что он ценит этого человека." И начинаю сам: "Вот ты, Димка, классный механик, смог завести машину после гидро-удара, У тебя самая буйная фантазия - чего стоят только твои проставки и ёжики. Вот ты, Макс, ..." и так далее. Прям как в американских фильмах про встречи анонимных алкоголиков. Тьфу, блин... Но сработало, слава Богу. Со своими я ничего умного не смог придумать, только развёл их в стороны, чтобы не обсуждали болевой вопрос.

Амуровцы и ВиктОр разъехались по домам, Динка ушла общаться с какими-то своими знакомыми, а я послал всё на хрен и лёг спать на полу в Драйв-кафе - до предстартового капитанского брифинга оставалось 5 часов.

3 этап. Москва - Пермь
Если действительно хочешь спать - какая разница - где? Пол в кафе вполне подходитПробуждение моё было стрёмным - перед сном я застолбил спальник для Динки, но, проснувшись, обнаружил место нетронутым, Динки не было. "Всё," - думаю: "Потерял я свою команду..." Но по пути на капитанский брифинг я её встретил с друзьями, и будто камень с души свалился:) Друзья оказались правильными ребятами, они очень в тему выдали нам "переходящий" веник, прошедший, по слухам, уже много авантюр с разными людьми. Выдача веника сопровождалась мантрой (Динка, я её запамятовал, подскажешь?), призванной объединять команду. Как выяснилось - помогло:)

Я - где-то в дальнем углуНа брифинге организаторы преподнесли очередной сюрприз: для того, чтобы обеспечить раздельный старт команд, они устроили "Ночную ромашку" по Москве. Суть состояла в том, что команда поэкипажно должна была найти по три точки в Москве. Задание содержалось на карточке и напоминало формулировки для кроссворда, сопровождённое GPS-координатами точки. Например, "Самое высокое место в Москве, с которого начинается Среднерусская возвышенность. На этом месте стоит большой валун" или "Место в Москве, где какой-то там царь залюбливал заниматься соколиной охотой". Честно говоря, я думал, что это Ленгоры. Фига с два - это перекрёсток Новоясеневского проспекта и начала Калужского шоссе;) А валун сложно было отличить от окружающих его сугробов;) При этом карточка со следующей точкой выдавалась после возврата в Драйв-кафе и подтверждения взятия предыдущей. В общем - гибрид игры "Что? Где? Когда?" с эстафетой и стрит-рейсингом на грузовиках.

Во как - даже смазаны конуры от скорости;)В общем, я схватил GPS, ринулся в машину Амура (ибо навигаторы он те ещё), по пути поручив Динке с Виктором навести порядок в салоне нашей машины (чуть ниже сделаю лирическое отступление на тему порядка;), и мы понеслись собирать точки.

ПДД для Димки перестали существовать: запрещённые повороты проходились, супротив одностороннего движения передвигались, красный свет был не таким уж красным, заносы на шипованной резине по асфальту по общей продолжительности превышали езду без заносов. За 40 минут Амуровские точки были взяты, настала очеред нашего экипажа.

Я хватаю описание четвёртой точки, бегу к машине - вваливаюсь на заваленное барахлом заднее сиденье (никто, конечно, порядок не навёл).

Лирическое отступление про порядок
Поскольку я с детства ходил в разнообразные походы, я давно научился нескольким простым правилам быта в странствии, а именно:
- бери с собой _только_самое_необходимое_, а не всё, что может пригодиться
- после использования _всегда_ клади вещи туда, откуда взял
- по возможности всё личное барахло всегда держи в одном месте (рюкзаке/сумке)
И своих соратников, разумеется, проинструктировал на эту тему ещё до гонки. Личного барахла мы действительно взяли по минимуму. Динка и Виктор - по одной дорожной сумке среднего размера, мне удалось целиком уложиться в небольшой городской рюкзачок.

Кузов нашей L200 был обустроен следующим образом - на уровне верхних кромок бортов кузова (там, откуда уже начинается пластиковый кунг) была поставлена полка - спальное место. Под ней всё было забито внедорожным снаряжением, на спальный матрас закинули личное барахло. Ещё на пути в Мурманск выяснилось, что от тряски всё барахло неумолимо и методично сползает вперёд и через вынутые стёкла вываливается в салон. Купили багажные резинки и прицепили ёмкости с барахлом к кунгу и кузову - это решило проблему. Оставалось только следить за тем, чтобы вещи возвращались на своё место.

Подъехали к первой точке в Лефортово и... ТВОЮ МАТЬ! Среди груды ветровок, термосов, мокрых ботинок и электроники из разорвавшейся коробки не могу найти карточку с заданием! Какой объект должен быть снят в качестве доказательства взятия точки?! Но я обещал Динке не орать, вылезаю из машины, с трудом сдерживаясь, напоминаю, что я просил навести порядок и предлагаю выбрасывать барахло из машины на заснеженный газон. А время идёт. Через пять минут находим карточку, забрасываем всё вещи вперемешку со снегом в салон, летим обратно. При поиске остальных точек я судорожно сжимаю карточки в руке;) Получаем конверт четвёртыми - коллеги-конкуренты потом рассказывали, что "ромашку" исполняли кто три, кто четыре часа. Мы уложились за час тридцать пять.

Задание на этап уже привычное и после питерского этапа кажущееся простым - собрать максимальное количество точек и уложиться в контрольное время. Я ещё в коматозном после предыдущего этапа состоянии, поэтому, наметив с Динкой примерную стратегию, отправляюсь спать, оставив исполнение ей. ВиктОр "гонит лошадей", поэтому мы изменяем выработанному на тренировках правилу сначала забивать _весь_ предполагаемый маршрут, а потом уже включать передачи и нажимать на газ. Это было ошибкой;)

Просыпаюсь с вопросами, которые в итоге стали традиционными: "Где мы? Что взяли? Какую точку едем брать?". В ответ нервное Динкино: "Ничего не взяли". Я пулей слетаю со спального места на заднее сиденье и с обоих сторон машины вижу странную картину - в полуметре от правого стекла - стена сугроба, в полуметре от левого стекла - аналогичная стена сугроба. Машина еле ползёт на полном приводе в эдакой канаве. Обескураженно повторяю: "Где это мы?". Динка показывает карту на мониторе ноутбука - стрелка нашего местоположения находится на вполне себе нормальной асфальтированной дороге, по которой по идее обычно ходят рейсовые автобусы местного сообщения.

Оказалось, что во Владимирской области - там, где мы спокойно колесили в одном из тренировочных выездов, недавний снегопад всё завалил. И проехать можно было только по основным дорогам, соединяющим райцентры - ни через одну деревню толком проехать нельзя. О том, чтобы сразу бросить копаться в этом районе и ехать брать точки в другие, не заваленные снегом области, сразу не догадались. Амур, понятное дело, ничего не понимает и постепенно звереет от бесплодного тыканья туда-сюда в этом снежном лабиринте.

Сунувшись в ещё один поворот и обнаружив такую же с трудом проходимую "канаву" вместо шоссе, принимаем решение через райцентры выбираться на федеральную трассу во Владимир, там пересмотреть тактику и маршрут. Так и делаем - берём однобалльную точку прямо на трассе, находим кафе и, быстро поедая солянку, думаем, что делать дальше. А ситуация - хоть стой, хоть падай - прошло шесть часов (пятая часть всего времени, выделенного на этап), мы в 170 вёрстах от Москвы, у нас один балл в активе (а надо минимум десять, по две точки каждой категории, принадлежность точки можно узнать только на середине этапа в Казани), 1300 километров до финиша в Перми (это напрямую, по федеральной трассе) и три больших города - областных центра (Нижний Новгород, Казань и пермь), два из которых придётся проезжать в часы пик - объехать нельзя. В общем, успеть бы без всяких точек доехать до Перми в зачётном времени! Амуровцы кипят от "высокого уровня" наших результатов по навигации;)

Коллегиально прикидываем - какие точки к каким категориям могут принадлежать, прокладываем маршрут в объезд ремонтирующегося моста по Владимиром, и так, чтобы взять десяток точек с минимальными отклонениями от федералки. "Топим" насколько хватает мощности наших "грузовиков". Где-то в Ивановской области получаем звонок из координационного центра. Типа: "Что случилось? почему вы ещё так близко к Москве?" Отшучиваемся: "Это у нас тактика такая:)". Карты у нас 80-го, максимум 90-го года издания - многие недавно построенные дороги (как правило объезды райцентров) не обозначены, привязаны самостоятельно по теоретической сетке координат. Как говорится "плюс/минус лапоть". Да плюс общая нервозность из-за бездарно профуканных шести часов, так что регулярно промахиваемся на сотню-другую метров мимо нужных поворотов, вынуждая и себя, и Амур разворачиваться или сдавать задом.

В очередной такой промах (я штурманом) Макс орёт по рации: "Всё, задолбали, теперь я поведу". Пока мы разворачиваемся, Амур ныряет в нужный поворот. Я почти взрываюсь, большим усилием подавляю желание разругаться вусмерть, думаю: "Ладно, давай, почувствуй себя в шкуре штурмана".
Макс командным тоном по рации: "Я веду, а ты давай, проверяй меня"
Я нарочито спокойным тоном: "Макс, взял руль - рули. Но тогда неси ответственность за правильность навигации"
ВиктОр мне: "Хочешь проучить его, не взирая на вероятность опоздать и вылететь из зачёта?"
Я: "Как видишь, ничего не остаётся, пусть он наестся говна - только так поймёт. Не начинать же сейчас войну за лидерство?"
А в нужный поворот Амур нырнул по дорожному указателю на Нижний Новгород. Тому указателю, что я проморгал, рисуя трек в ОзиЭксплорере на уровне подхода к финишу в Перми. Это как раз был объезд райцентра Пучеж, не обозначенный на нашей двухкилометровке. И в конце этого объезда Амур поворачивает налево. То бишь в этот самый Пучеж, который только что объезжали - на Нижний надо было направо. Я молча злорадствую - ошибка на первом же повороте через три километра после "перехвата" штурманства.
Я - ВиктОру: "Сбрось скорость..."
Максу по рации, неторопливо, вежливо и спокойно: "Макс, скажи пожалуйста, а что нам надо в славном городе Пучеже?"
Через тридцать секунд радиомолчания машина Амура сбрасывает скорость
Макс, хмурым голосом: "Разворачиваемся..."
Через некоторое время Макс: "У меня что-то GPS потерял спутники, ведите теперь вы". Я про себя: "Ай да Макс, ай - молодца;) И ошибку исправил, и лицо сохранил:)"

Берём очередную точку, на заправке я делюсь опасениями относительно того, что будем долго пробираться через Нижний, ибо попадём туда в час пик. Тут Ленку озаряет гениальной идеей: "У меня там есть местные ребята, они проведут нас через пробки и покажут контрольные точки в городе!". По дороге она договаривается со знакомыми по телефону, на въезде в город нас встречает местная машина, город вместе со взятием тамошних точек простреливаем минут за сорок - за час. Ленка начинает договариваться о сопровождениа в Казани.

Одна из точек - Монастырь рядом с Казанью находится на острове в Волге. И Ленка, и теперь ВиктОр начинают выяснять через знакомых и знакомых знакомых людей, которые знают местность и ситуацию с этим островом - как туда заехать. Оживлённые разговоры, у меня радостное чувство: "Ну наконец-то началась нормальная работа в команде!"

Лирическое отступление про Культурную Навигацию
Задания с точками КН представляли собой брошюрки с названиями точкек, кратким описанием того, почему вдруг эта точка чем-то знаменательна, GPS-координатами и цветной фотографией объекта, на фоне которого необходимо запечатлеть четверых участников команды с бэйджами и одну из машин с бортовым номером. На команду давался только один экземпляр, так что посмотреть фотографии мог только один экипаж. Когда до точки оставалось пару километров от второго экипажа обычно следовал вопрос: "Как выглядит точка, что мы ищем?". Как в двух словах объяснить - особое искусство. Плюс - эмоции через край. Соответственно все мы (в обычной жизни элегантно одетые, с хорошими манерами и прекрасной речью - одним словом - офисные работники) там - матерились как сапожники;)
Итак, я на навигации, до точки 500 метров, борт 7 спрашивает, как выглядит точка.
Мой ответ: "Это такая хуйня, похожая на член, на котором сидит позолоченный двуглавый орёл" Рация в ответ выдаёт гогот, Динка тоже ржёт: "Культурная навигация", - через паузу, длившуюся мгновение, добавляет: "Бля!"
Теперь хохочут в голос все члены экипажа Странные Люди;)

Въезжаем в финишный створ в ПермиТак же, с помощью местных знакомых Ленки мы прошли и через Пермь к Тенториум-холлу. Оранжевый створ пересекли где-то за 30-40 минут до закрытия финиша, Виктор и Димка поехали делать ТО для машин, остальные пообедали в местной сторовой, помылись и разлеглись спать. В качестве места был предоставлен пол тренажёрного зала;) К финишу кто-то из коллег-конкурентов в очередной раз опоздал, так что даже невыполнение условия по категорийности набранных точек не помешало нам остаться в зачёте.


4 этап. Пермь - Новосибирск
На предстартовом брифинге нам выдали первую часть задания по Культурной навигации (6 точек) и описание предстоящего около Екатеринбурга спецучастка "Три канавы". На карте точка старта СУ попадала на осушенное болото с меллиоративными канавами - теоретически было понятно, что это будет поле, заваленное снегом, а под снегом неизвестной глубины и ширины канавы. Судя по тому, что описание СУ выдавалось заранее, что давало определённый лаг по времени на подготовку, канавы обещали быть монстроидальными. Мы решили, что для него нам потребуются серьёзные стлани, которыми мы сможем уменьшить угол атаки на склонах канав, поборов таким образом передний и задний свесы наших "грузовиков". Теоретическая возможность купить соответствующие пиломатериалы была только утром - в Екатеринбурге или около него. Определившись с тактикой на предстоящем СУ, отправились собирать точки.

Запомнилась точка - ворота какой-то бывшей зоны сталинских времён на речке Чусовой. Ехать за ней было 120 вёрст в сторону от федеральной трассы, цвета она была чёрного, на фотографиях объекта в задании красовались заваленные снегом дозорные вышки. Карта показывала "условное" наличие "условной" дороги, заканчивающейся тупиком у этих самых ворот. Тем не менее рискнули - поехали, ибо СУ можно было бы стартовать и позже официального старта. По дороге к этой точке стояли объявления про опасные повороты. У нас они обычно гласят: "Внимание, опасный поворот". В Пермском крае они гласили "Внимание, особо опасный поворот", хотя сами были вполне такие же, как наши просто "опасные". Это, наверное, оттого, что Москва дальше от зно, нежели Пермь;)

Снова были мелкие конфликты с Максом по поводу навигации и безопасной скорости.

Кстати, лирическое отступление о скорости и об L200
Я не случайно называю L200 грузовиком - это и в самом деле обычный фермерский грузовик, рабочая лошадка, простая, надёжная, и не слишком быстрая. Под капотом двух с половиной литровый турбодизель, поедающий 15 литров солярки на 100 километров и выдающий чуть больше 100 л.с. Ему практически всё равно, везёт ли он одного водителя или полный салон пассажиров плюс полтонны груза в кузове - динамика разгона одна и та же: минуту до сотни и ещё минут пять до 140. Это если дорога не идёт в горку - в горку L200 больше 80 не разгонишь. А выше 140 на нём удавалось разогнаться только с горы и при попутном ветре.
С другой стороны, если не тормозить, то единожды потратив шесть-десять минут на разгон до 140, можно ехать не теряя скорости из-за рельефа дороги. Вопросы возникают только на крутых поворотах и обгонах. В таких ситуациях выигрывают водители, имеющие богатый опыт вождения старых вёдер с гайками типа копейка Жигулей 1970-лохматого года издания и т.п. Отсутствие возможности быстро разогнаться и наличие стойкого желания максимально быстро добираться из точки А в точку Б приучило таких водителей просчитывать безопасные траектории и максимальную скорость прохождения поворотов, а также предугадывать поведение обгоняемых и встречных фур.
Иначе говоря, если тормоза придумали трУсы, то опыт вождения старых раздолбанных машин заставил "трУсов" забыть о существовании педали тормоза, тем более, что оная, бывало, не каждый раз срабатывала;)
Ну и как дополнительный бонус - умение работать со скоростью без педели тормоза - очень полезная штука на заднеприводной машине в условиях зимы и гололёда. Макс у нас имел опыт вождения только мощных машин, и к тому же - только с автоматической коробкой. Так что его заявления про безопасную скорость вполне объяснимы и достойны некоторой доли сочувствия.

После Чусовой мы, наконец, доверили руль давно этого страждущей Динке и спокойно покатили по федеральной трассе в Екатеринбург. Я заснул. Проснулся от удара об потолок кунга. То есть меня подбросило с матраса на полметра, и я стукнулся башкой и прочими частями тела об потолок. Задаю уже ставший традиционным вопрос:
- Где мы едем?
- По федеральной трассе в Ёбург
- А что это было?
- Это была канава, не беспокойся, мы её перепрыгнули
Я, моментально проснувшись: "КАНАВА?! НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТРАССЕ?!?"
ВикТор, продложил Динке остановиться на обочине, перевести дух, успокоиться и после этого ехать дальше, я снова заснул. На этом этапе мы везли с собой корреспондента из журнала "Полный привод", он упоминает об этом моменте в статье. А в конце повествования, наверное, сделаю лирическое отступление о журналистах;)

Под утро, за сотню вёрст от места СУ, выяснилось, что в 8 утра в Екатеринбурге негде купить пиломатериалы. Ленка сообразила, что в крупных деревнях обычно есть пилорамы, нас удачно остановили ГИБДДэшники, и ВиктОр, заплатив единственный за всё гонку штраф в 200 рублей, выяснил у них, что такая пилорама есть неподалёку. Купили информацию, так сказать:) За 500 рублей мы прикупили четыре трёхметровых бруса 100х100 и штук десять сорокасантиметровых перекладин - скрепить брусья по паре на колею. Погрузили это безобразие в машины - из кунга в салон - ВиктОр переключал передачи, а на богатырской его руке покачивались эти самые брусья. На СУ мы приехали вторыми, после Пчеловодов, взяв 5 точек из 6.

Пространство СУ, разгороженное волчатником на коридоры, было покрыто снегом. Канавы под ним угадывались смутно. Мы пошли промерять свой коридор - наст, под ним снег по колено, под снегом - слегка промороженный торфяник. Подходим по насту к первой канаве, подпрыгиваем и... на пару с ВиктОром уходим в неё по грудь! Нда, весело...

Промеряем канаву - глубина где-то метр тридцать, ширина метра три с половиной - четыре. Вторая канава помельче - сантиметров 90, третья - сантиметров 70 глубиной. Сначала принимаем решение аккуратно прокладывать две стлани под колёса - две машины проходят, перекладывать в следующую канаву и так до конца. Ставим четыре дополнительных колеса с ёжиками через проставки на машину Амура - она пойдёт первой. Если наша завязнет - вытянем на буксире. Сколачиваем стлани.

Но перед стартом решаем попробовать сначала без стланей - ходом проскочить - для экономии времени. Если первая машина застрянет, вытянем её назад лебёдкой и пойдём первоначально придуманным вариантом.

Ракета, старт! За рулём борта 7 Димка, борт 1 - я. Остальные наготове с лопатами и тросами. Димка без проблем перемахивает начальный бруствер, влетает в первую канаву мордой и закапывается. Цепляем предварительно размотаным тросом лебёдки, вытягиваем его обратно. Колея наполовину пробита. Снова разгон, борт 7 почти вылетел из канавы, колея пробита полностью, ещё разок - и пройдёт. Цепляем трос - не идёт. Точнее идёт, но не борт 7 из канавы, а борт 1 - по направлению к оной. В чём дело? Вот чёрт! Борт семь повис на задней стенке канавы фаркопом - не додумались его снять! И вперёд не идёт - задние колёса висят в воздухе, и назад - фаркоп упирается в мёрзлый грунт! ВиктОр матерится на Димку по поводу: "Надо было идти, как решили первоначально!". Все злятся, ибо четверь команд уже на финише СУ.

Вытаскиваю хайджек, со второго раза устанавливаем его, чтобы не выскальзывал, подкладываем стлани под углом, чтобы задние колёса по ним шли. Опуская машину ощутимо получаю ручкой хайджека по скуле. Как и предупреждали в статьях, классика;) Вроде кости целы, глаз видит, и это хорошо:) Рывок, машина прошла полметра вперёд, снялась с фаркопа, но одно колесо упало со стлани. Снова хайджек, та же схема, рывок, машины вышла из канавы. Буксирный трос к борту 1, цепляем, ходом на буксире перекидываем вторую машину. Большая часть команд уже финишировали, на поле остались только три. Мы дальше всех от финиша.

Димка перелетает финишный брустверВторую канаву проходим по стланям, не расцепляя буксировочную стропу, но каждая машина самостоятельно. Одна из машин оставшихся последних команд уже перевалила за финишный бруствер. Мы с Димкой рулим машинами, наши выковыривают умятые в снег стлани.

Димка мне:
- У нас один вариант, либо - пан, либо - пропал. Или мы проходим третью канаву ходом прямо сейчас, либо мы в любом случае опаздываем.
Я:
- Согласен, пробуем, поехали

Сцепление, газ, Димка перепрыгивает канаву, я разгоняюсь, со всей дури бьюсь о передний склон канавы брюхом (не зря мы защиту ставили, ой, не зря!) Меня подхватывает буксиром Димка, задние колёса выходят из канавы, газ - догнать! Не висеть на буксире, чтобы Димка смог перепрыгнуть через финишный бруствер... Есть! Димка перелетел через него! Вторая машина тоже за финишным створом... Теперь всё оставшееся в коридоре барахло...

Барахло - за финишный створ!По регламенту, финишем считается момент, когда все машины, все участники и _всё_их_оборудование_ (включая оброненую перчатку) пересекли финишный створ. ВиктОр в одно рыло _бежит_ по полуметровому снегу, на плече - стлань - напомню, два трёхметровых бруса 100х100, облепленных изрядным количество снега. Не знаю, по моим прикидкам это килограммов 150. А может и больше. Чуть дальше по тому же полуметровому снегу бежит Динка, легко с виду бежит, что само по себе уже достойно восхищения. Да только в одной руке она эдак "небрежно" помахивая держит хайджек. Для не очень посвящённых объясняю, что хайджек - это такая чугунная дура длиной полтора метра и весом килограммов 35-40! Представили картинку?;)

Оставшиеся члены нашей команды подхватывают всё остальное и несутся за финишный створ. Успели. Уфф...

Ой, нелегко быть богатырём и подвиги совершать:)Две оставшиеся команды становятся кандидатами на вылет из Золотого зачёта, вокруг снуют журналюги, снимают и задают идиотские вопросы. Мы сворачиваем снаряжение, получаем конверт со второй частью задания на этап, изучаем, параллельно проглатывая шашлык, который организовали для зрителей.

Вторая часть задания на этап помимо обычного сбора точек Культурной навигации содержала дополнительную фишку, необходимо было собирать мобильные контрольные точки. Это остановки поезда, идущего параллельно гонке. Известен пункт, известно время стоянки поезда в этом пункте, необходимо в это время оказаться в этом месте и поставить печать в карточку. В первом вагоне поезда. И таких МКП надо собрать не менее трёх. Короче - гонка за поездом.

Решаем взять первые три МКП, а потом спокойно разбираться со статическими точками. Успеваем впритык взять точку в городе Асбесте (там украшение а-ля барышня с веслом является ни больше, ни меньше - дипломной работой Эрнста неизвестного:) Прилетаем на первый МКП. Ба! Знакомые все лица!:) У полустанка сразу штук шесть команд:)

Второй МКП находится в 60 км от первого, ровно через час. Казалось бы - фигня. Да нет - двухполосная дорога, несколько деревень, ограничение 40 км/ч, плотное движение фур и древних москвичей. И там же - шесть команд, двенадцать гоночных машин.
"Азарт меня пьянит
Но, что ни говори
Я торможу на скользких поворотах"
В общем - получилась игра в шашки на грани фола с гонкой между Латышами и нашей командой. И на середине пути - ГИБДДэшники тормозять и нас, и Латышей - две сплошных, обгон под знаком, в общем минус права на полгода. И взятку не дашь - толпа народу вокруг. Мы с Димкой забираем документы, садимся по машинам и тупо уезжаем на глазах у изумлённых продавцов полосатых палочек. А Латыши остаются. Видимо они и за нас заплатили - неудобно мне как-то за этот факт, не спортивно получилось:(

На МКП - скорее поставить печать в карточку и бегом к машине, время не ждётВторое МКП взяли. Выехали на трассу и обнаружили прискорбнейший факт - в азарте не заметили, как потеряли где-то брошюру с описаниями и координатами точек. Где искать - не понятно. Звоню организаторам и договариваюсь взять второй комплект в поезде на следующем МКП - в Тюмени. Ничего не поделаешь, 400 километров пришлось проехать просто так, не взяв ни одной точки. В Тюмению берём третье МКП, дубликат задания и едем дальше - федеральная трасса - прямая как стрела, асфальт пристойный, топим во весь опор, изредка делая радиальные выезды за точками.

В Новосибирск приезжаем аж за пять(!) часов до закрытия финиша, самыми первыми, смутно чувствуя, что не правы - могли бы ещё четыреста вёрст намотать за точками, да деваться уже некуда, основная масса точек была на середине этапа, в Омской области.

Ночёвка в борцовском спортзале на стадионе "Спартак". Долго не могу уснуть, тем более, что ВиктОр спросонья что-то кричит и молотит вокруг себя руками.

Утром наши предчувствия подтверждаются. Мы вылетаем из Золотого зачёта, недобрав то ли пять, то ли семь баллов. Наш расчёт на то, что только одна команда из кандидатов на вылет после СУ сможет войти в четвёрку лидеров по навигации оправдались. А вот расчёт на то, что кто-то опоздает к закрытию финиша, не оправдался. Как я теперь буду смотреть в глаза нашему наставнику Саше Иванову (капитан команды "Подорожник", участник ЭТ-2005), который ждёт нас на Байкале?

5 этап. Новосибирск - Иркутск - Ольхон (Байкал)
Утром за пять минут перед брифингом капитанов я подхожу к Димке, спрашиваю:
- Ну что, рубимся теперь за кортики? Получаю ответ:
- Нет, мы не хотим, мы просто так поедем во Владик, в свободном режиме.
- Значит, расходимся?
- Значит, да.
Заявляем о выходе Амура из гонки, в партнёры нам определяют команду Иркутск, которая шла с экипажем-пустышкой Экспедиция. Это единственный возможный вариант. Знакомлюсь с их капитаном Михаилом. Он сразу спрашивает:
- Что у вас есть?
- В смысле?
- У нас только маленький ручной GPS и две организаторские рации.
- А, ты про электронику. У нас есть всё: GPS, ноутбук, электронные и бумажные карты - не беспокойся.
Мы договариваемся о радиочастоте и месте встречи после выдачи заданий.

Задание этапа - городское ориентирование. В конверте - тридцать описаний точек в Новосибирске, Красноярске и Иркутске (родной город наших новых партнёров:). Описания - без GPS-координат. На другом листе - тридцать пар GPS-координат. Необходимо найти точки по координатам и _правильно_ сопоставить списки - порядковый номер координат и порядковый номер описания. Неправильно - взятый объект не засчитывается.

Перекинули наш комплект "ёжиков" и проставок на колёса к Амуру, сразу стало просторнее на заднем сидении. Ленка сидит в машине и плачет: "Гады-мужики-и-и, сдали-и-ись. Ы-ы-ы. Может вы меня в свою машину возмёте? Ы-ы-ы."

Иркутяне вызвали какого-то своего знакомого новосибирца, определили по описаниям - какие точки в каком городе находятся. Мы заколотили координаты в ноутбук. Едем за ними. И понимаем, что по пути к выбранной партнёрами точке проезжаем мимо ещё три. По рации договариваемся, что выбор очерёдности становится нашей задачей. В таком режиме успеваем собрать почти все новосибирские точки до начала утреннего часа пик. Но на предпоследней понимаем, что одну - памятник Покрышкину - взяли неправильно.

Оказалось, что в Новосибе два памятника Покрышкину - один, который мы взяли с самого начала, находился через дорогу в 50-ти метрах от другой точки по описаниям. А это в пределах погрешности GPS-приёмника. Вычислили мы это по короткой оговорке в конце описания нужного памятника Покрышкину, оно гласило "на левом берегу". Таких подвохов в описаниях было несколько:)

Из Новосибирска выскочили до пробок, по дороге в Красноярск иркутяне договорились по телефону с красноярскими друзьями о сопровождении. Соптимизировали маршрут так, чтобы взять точку "Заповедник "Красноярские столбы", не заезжая в город с основной трассы (по времени это был бы как раз вечерний час пик). Заехали с объездной, через Красноярскую ГЭС (завораживающее зрелище, я вам скажу:) И все пробки проехали с обратной стороны - нам навстречу - плотный, еле ползущий из центра к окраинам города поток, в котором попадались машины наших коллег-конкурентов, а мы - по свободной дороге им навстречу. Красноярские точки взяли быстро, полетели к Иркутску.

Первые окраинные точки взяли без проблем, а потом выяснили странную вещь - приезжаем на точку по координатам, а там ничего похожего на описания - нет. Оказалось, что часть координат организаторы намеренно дали неверными:) Но поскольку для наших партнёров это был родной город - мы нашли все такие точки по описаниям. Иркутск запомнился абсолютно безумными местными водителями - такое впечатление, что все водители как пчёлей ужаленные. Не то, чтобы носятся быстро, но ужасно нервно водят. Резко и беспорядочно укоряясь/тормозя, кидаясь из полосы в полосу, гудя сигналом и жестикулируя/матерясь из салона. Дикие люди:) Такого не было ни в одном городе, где мы побывали.

Сдаю результаты этапаФинишный створ мы пересекли за час до окончания зачётного времени, переписали легенду пути на МСК, который находился на острове Ольхон, сдали машины на ТО и сели обедать в кафешке, владельцем которой был какой-то приятель Мишки, капитана команды Иркутск. Потом иркутяне остались ночевать в городе, дома, а мы выехали на Ольхон в одиночку.

Привязанных электронных карт на этот район у нас не было, но на выезде из Иркутска мы сели на хвост к Мультикам и Вымпелу и поехали караваном, отстав от них в из-за остановки для смены водителей на перевальчике через небольшую горную гряду у Байкала. Рванули их догонять и за очередным девяностоградусным поворотом обнаружили машину Вымпела слетевшей с дороги. Выскочили помогать, но ребята смогли выехать своим ходом. После этого инцидента они поехали километров тридцать в час, нас это не устраивало, так что мы обогнали их и ехали в одиночку. Километров за десять до ледовой переправы нам навстречу попался пикап Admiral, на котором ехали журналисты из "За рулём". Они побоялись в одиночку ехать по льду, ибо он трещит и висят знаки, что переправа закрыта до восьми утра. Созвонились с организаторами, нам предложили дождаться общего каравана.

Караван очень удачно нас нагнал как раз в момент, как мы подъехали к берегу.

Представьте себе картину - чёрное звёздное небо, чёрное зеркало байкальского льда (снега на нём практически нет - сдувает ветром), в пометки на вешках обозначенного коридора отражаются в свете фар, экипаж молчит, видимо считая бегающие по спинам мурашки - для всех это первая в жизни ледовая переправа.

Потом кружение по хитро петляющим грунтовкам по острову, вверх-вниз, вправо-влево, куда ехать - непонятно, легенда заканчивается координатами выезда с ледовой переправы. Идём вслед за оранжевыми организаторскими машинами. Снега нет, пыль столбом - аж стоп-сигналов впереди идущей машины не видно. Через полчаса въезжаем в единственный посёлок на острове - Хужир. Ночь, ни одного человека на улицах. Впечатление, будто попал в вестерн - деревянные разноформатные строения, огни фонарей и пыль, пыль, пыль - ну не бывает там снега зимой! Организаторские машины остановились на центральной (видимо) площади, тоже не знают, куда ехать - вызывают штаб по рации.

Разворачиваемся, ныряем в проулок и закатываемся во двор деревенской школы, пожалуй самого заметного здания среди прочих - двухэтажный деревянный дом с загибающимися крыльями, которые образуют двор. Во дворе уже стоят машины Волков, Екатеринбурга и Арсенала, полосатые крузеры Траста.

В здании столовой нас ждёт основательный ужин: манты, рыба такая, рыба сякая, рыба пятая, рыба десятая, пироги с такими ягодами, с сякими - прямо ресторан, а не школьная столовая:) После еды и многодневного обрывочного недоотдыха в кунге с неудержимой силой клонит в сон, буквально падаем и моментально засыпаем школьном актовом зале...

Просыпаюсь по будильнику, зал, в котором было практически пусто, весь завален спящими. Народ храпит на все лады, акустика хорошая - такого "оркестра" я ещё ни разу не слышал:)

На брифинге рассказывают про спецучасток и выезд с Байкала, на улице -25, встаёт солнце. Мы выстраиваемся в колонну и ждём встречи с Его Величеством Байкалом при свете дня.

6 этап. Ольхон (Байкал) - Чита
Немного попетляв по Хужиру у вмёрзших в лёд небольших рыбацких корабликов колонна выехала на Байкал. Где-то далеко виден ближний от острова берег, встаёт солнце, мы, огибая остров, колонной движемся к старту спецучастка, который находится у горы Шаманка. Там команды, оставшиеся в Золотом зачёте, выстраиваются для старта СУ (классический геокэшинг - за два часа надо найти максимальное количество точек с указанными GPS-координатами). Остальные - наслаждаются Байкалом:)

Да, кстати, по предыдущему этапу мы набрали максимальное количество баллов 90. Как, впрочем, и остальные золотозачётные команды.

Лёд Байкала Лёд Байкала Лёд Байкала Торосы

Байкал поражает. Толстенный прозрачный лёд под ногами, смотришь вниз - взгляд уходит в темноту, во льду прихотливые трещинки и вмёрзшие пузырики воды. Лёд торосов - насыщенного голубого цвета, солнце играет в гранях как в драгоценных камнях. Довольно морозно, как только подует ветерок, тут же мёрзнут уши и руки, если ходить без шапки и перчаток.

ВиктОр уминает пиццуПока золотозачётники носятся за точками, организаторы делают прорубь во льду, народ подтягивается к ней попить и умыться. Параллельно под приторно-слащавый голос одного из сотрудников Forester, рассказывающего об очередном рекорде для Книги Гиннеса, идёт разворачивание и приготовление 18-ти метровой сосиски, вокруг с любопытством и предвкушением халявы бродят толпы местных жителей - ольхонцев. Ещё бы - на их забытый Богом остров приехала такая толпа гоночных машин и новых людей:)

Дина тоже от пиццы не отказалась:)Едим сосиску, попиваем пиво - жизнь хороша:) Гонщики развлекаются ледовым балетом - крутят заносы и виражи на льду. Экипаж Парфюма умудрился перевернуть свою машину - в заносе боком ткнулся в торосы и - набок. Витька катает то одних, то других журналистов - те хотят снять байкальскую красоту в динамике из окна машины. Наши зверски ошипованные колёса оставляют диковинные следы на гладком льду - Динка метко назвала их "96 кошек" - по числу шипов, делённому на количество когтей этих животных:)

Умываемся в прорубиДва часа, отведённые на СУ, пролетают быстро, мы опять строимся в колонну и в сопровождении машин МЧС выдвигаемся на пересечение Байкала поперёк по льду. Организаторы рассказывали, что было непросто договориться с МЧС и получить разрешение - весна, появились первые большие трещины, на каждом переезде через такие трещины были положены деревянные мостки и приставлены сотрудники службы спасения. Ехали медленно, часа полтора-два, по дороге водители некоторых экипажей бывало засыпали, отъезжая на пару сотен метров по прямой от колеи или тыкаясь бампером во впереди идущую машину, сказывалась монотонность движения и накопившаяся за много дней усталость.

Волки на льду БайкалаО Байкале и ледовых переправах
На самом деле встретившиеся нам по дороге на Ольхон встревоженные ребята из "За рулём" на китайском пикапе беспокоились не зря. Дело в том, что погодные условия на Байкале очень быстро меняются. То есть только что было ясно, проходит десять минут, и начинается непроглядная пурга, видимость не больше нескольких метров. Соответственно - сильно не рекомендуется въезжать на лёд, если дует ветер - именно он поднимает в воздух лежащий на льду снег.
Казалось бы - нет ничего проще, взял азимут, и пили по нему прямо. Но так не получается - лёд не везде гладкий, в оттепели или при сильном ветре появляются большие трещины, громадные по площади льдины двигаются, и там, где они соприкасаются, лёд встаёт на дыбы, появляются торосы высотой до полутора метров. Куски льда весьма острые, риск порезать колёса очень велик. Так что ледовая переправа напоминает лабиринт между этими грядами торосов.
А переправы обозначаются воткнутыми в лёд деревянными вешками/прутьями/ветками со светоотражающей ленточкой. Ряд вешек слева, ряд вешек справа, ширина обозначенного коридора колеблется от пяти до пятидесяти метров. Там где идут повороты, вешки стоят чаще, там где коридор прямой - реже.
Теперь добавим к этому поднявшуюся внезапно пургу и отсутствие видимости - получится, что надо либо точно знать дорогу на ощупь (например, иметь готовый GPS-трек), либо остановиться и ждать, пока утихнет пурга или придут спасатели, надеясь, что тебя на занесёт с головой и не треснет лёд под тобой.
Правила безопасности при движении по льду просты:
- держать дистанцию между машинами 50-100 метров
- двигаться со скоростью 30-50 км/ч
- не пристёгиваться ремнями безопасности
- если машина пошла под лёд, ни в коем случае не открывать двери, необходимао максимально быстро выскакивать через стёкла, отбегать подальше и не стараться захватить с собой какие-либо вещи из машины.

На выезде с Байкала командам раздали конверты с заданиями на этап. Сбор точек, чёрных нет, пара красных, три синих и 11 зелёных. Специальное условие - если собрать все синие или все зелёные - очки за комплект удваиваются. До Читы расстояние относительно небольшое - 850 километров, времени - впритык. Решаем двигаться в основном по федеральным дорогам, делая радиальные выезды за лежащими в стороне точками. Если будет получаться по времени - соберём комплект зелёных, за что получим дополнительных 11 очков.

Довольно легко берём несколько первых точек, но планы - планами, а реальность подбрасывает совершенно другие расклады. К темноте начались серпантины. Причём с очень серьёзными участками - с поворотами до 180 градусов. Вписаться в такой на скорости даже семьдесят - нужны серьёзные навыки и железные нервы - под колёсами то укатанный снег, то голый лёд, то песок с гравием. Каждый из вариантов покрытий сам по себе сложен, а когда в повороте голый лёд резко сменяется, скажем, гравием - совсем весело. А когда сразу после такого поворота подъём - мощности двигателя не хватает для разгона, пилоты (рулили на этапе только я и ВиктОр) бесятся, матерятся, пытаются промять пол педалью газа, но - так и ползут до перевала. Соответственно стараются проходить повороты максимально быстро. Риск очень велик - невозможно предугадать крутизну и то, что ожидает за ним.

А ещё - мосты. Мосты - это просто песня. выглядит это следующим образом - идёт прямая гравийная дорога шириной в три-четыре полосы, затем вымощенный досками подъёмчик с перепадом высоты до полуметра на стандартную шестиметровку длиной, дальше горизонтальный дощатый мостик 6-10 метров длиной и шириной в две(!) полосы, огороженный перилами, затем опять обратный перепад высоты, вымощенный досками с другой стороны. Горизонтальную часть при подъезде не видно, гарантии, что все доски моста целы - никакой, вполне может оказаться, что чего-то не хватает, и мост дырявый;)

Ситуации:
Меняемся, Витька садится за руль, я залезаю в кунг спать, в процессе предупреждаю: "Вить, осторожнее с мостами, притормаживай перед ними, а то взлетим". Ровно в этот самый момент ВикТор на скорости около 120 влетает на такой мост, мы перелетаем по воздуху всё горизонтальную часть, ощутимо так приземляемся на обратной стороне, я ору: "ТВОЮ МАТЬ - Я ЖЕ ПРЕДУПРЕЖДАЛ!". ВиктОр довольно невозмутимо: "Значит вот они какие, мосты, про которые та говорил".

До точки пара километров, все высматривают, из-за этого ВиктОр опаздывает на долю секунды заметить девяностоградусный поворот перед железнодорожными переездом, вылетает с него метра на два в сугроб, вслед за ним в метре от заднего бампера вылетает с дороги машина иркутян - у них колёса-то вообще без шипов. Мишка, капитан иркутян, по рации радостным голосом: "Ух, какой я молодец! Правильно выбрал место, куда улетать!"

Я за рулём, идём 140 довольно долго по прямому грейдеру. По колёсами начинается укатанный снег и дорога плавно уходит влево. Отпускаю газ, тормозить на таком покрытии нельзя, на пределе прохожу поворот, но эта сука теперь уходит вправо! А у меня нет запаса полотна дороги слева! Очень плавно вывожу машину теперь влево, но заднее колесо таки цепляет за бруствер из камней и снега метровой высоты, грохот СТРАШНЫЙ.
Тянет в кювет, но таки вырываю машину из бруствера, останавливаюсь отдышаться и посмотреть, что там сзади, готовлюсь увидеть пол оторваного кузова пикапа, но - ни царапинки, ни вмятинки - только задний брызговик разорван в хлам, как будто его цапнул когтистой лапой какой-нибудь доисторический гигантский саблезубый тигр.

Остаётся три часа до финиша, до Читы около ста километров, три зелёных точки, чтобы добить комплект. Две в городе, за одной надо ехать перпендикулярно трассе на север около сотни вёрст в одну сторону. Не успеваем, отказываемся от комплекта. И правильно, как оказалось, сделали - точка оказалась "не беручкой". Вторая могила Чингисхана - на машине не подъедешь. Волки пытались, долго рубились в снегу, но не взяли.

Въезжаем в Читу за 20 минут до закрытия финиша. Ткнулись в одну сторону - не туда, в другую - тупик. Нервы на пределе, Динка говорит: "Налево", я: "Направо". ВиктОр останавливается в недоумении. Ору: "Направо, потом объясню!". Через квартал: "Останови у таксиста". Договариваюсь с ним, чтобы довёл нас караваном до стадиона Сибирского Военного Округа, где находится финишный створ. Въезжаем под шлагбаум (объект режимный) за пять минут до закрытия финиша. Уф, успели... Динка безукоризненно штурманила весь этап - просто супергерой.

На финиш опоздали Волки. На пять минут. Надо было видеть лицо их капитана, Сергея Савенко.

Опоздав к финишу и вылетев из Золотого зачёта, Волки не стали продолжать гонку. А мы сходили в душ и пошли отсыпаться на галерее над закрытым четырёхсотметровым кольцом военного стадиона. Это был самый тяжёлый и рискованный этап. Потом мы посчитали, что средняя, подчёркиваю, _средняя_ скорость передвижения у нас получилась 100 км/ч. Ночью. По незнакомой дороге. Без асфальта. По льду, снегу и песку. С серпантинами. С прыжками на мостах.

Теперь в разговорах друг с другом называем его не иначе, как "Читинский Автобан". Мол, помнишь Читинский Автобан? Да уж, помню, как такое забудешь...

А через несколько часов нас ждал перегон по знаменитой трассе Чита-Хабаровск.

Перегон Чита-Хабаровск. 7 этап. Хабаровск - Владивосток
На предстартовом брифинге спецучастка в Чите нам рассказали о том, что будет на СУ (нам, соответственно, отводилась роль простых зрителей), и что после СУ задача проста - доехать в назначенное время на следующий брифинг в Хабаровске, по возможности с минимальными потерями для машин. Мы выстроились в колонну и поехали на место проведения спецучастка.

Приехали, увидели огромную толпу машин читинцев, которые возжелали посмотреть на мероприятие. Пробились через толпу зрителей и... разочаровались: небольшой спуск с горочки с перепадом метра полтора, снега ноль, через пятьдесят метров полуметровый вал из кусков льда, они за несколько таяли-замерзали, поэтому прочно припаялись друг к другу и к грунту. Сами куски совсем небольшие - то есть чуть-чуть потрясёт машину, и ты на другой стороне. Затем вал щебёнки со снегом - тоже смёрзшийся.

В общем - три команды из четырёх финишировали минуты через три, немножко замешкались Мультики с Вымпелом - им попалась ледяная глыбка высотой с колесо, которую они раздолбили топором ещё за пару-тройку минут. Аборигены явно обломались - пилить через весь город, чтобы пять минут посмотреть на этот "псевдо-внедорожный" заезд... Честно говоря, когда я сам начал писать про этот этап - забыл, что там был спецучасток;) В общем - лоханулись организаторы с этим СУ, факт.

Мы затарились продуктами и водой в дорогу, разузнали подробности про трассу, заправки и объезды у местных автомобилистов и поехали.

От Читы до Хабаровска - 2500 километров. Асфальт есть первые 200 и последние 400 километров. Между этими точками - готовый грейдер - стройка, готовый грейдер - стройка. Вокруг строящихся кусков всё время появляются объезды, объездики и объездища. Соответственно за то время, что идёт строительство, появилась мощная сеть дорожек из объездов. Понятное дело, никто никаких дорожных указателей не ставит, поэтому главный принцип навигации по этой сети - если тебе навстречу едут перегонщики, значит ты на верном пути. Если нет, то скорее всего ты уехал куда-то не туда.

На строящихся участках работает техника прямо-таки циклопических размеров. Там, где дорога идёт через сопку - сопку прокапывают бульдозерами и диковинных конструкций экскаваторами. Каменистый грунт из этих мест грузят на огромные самосвалы и везут в ближайшую низину, где предварительно поперёк будущего дорожного кладут полутораметрового диаметра трубы, для свободного протока многочисленных ручьёв. Самосвалы вываливают свой груз в низинах, громадные укатчики укатывают только что выгруженные камни. Вот такой алгоритм - сопка срывается, низина постепенно засыпается и поднимается вверх.

На транзитные машины строители обращают минимум внимания: как-то в ночи прямо перед нашей машиной самосвал вывалил свой груз - не проехать. Я выхожу, спрашиваю у водилы грузовика
- И что теперь? Где объезд?
Он мне: "Погоди, ща всё будет"
Через пять минут подъезжает укатчик, прокатывает кучу, грузовик по ней выезжает, я - за ним. Лавирую между диковинными строительными агрегатами.

Объезд срывающейся сопки тоже впечатляет. Он представляет собой узенький, в полторы полосы кусочек грунтовки. С одной стороны - стена деревьев, с другой - практически отвесный склон. Внизу метрах в пятидесяти - огни бульдозеров, экскаваторов и прожекторов освещения. Во время разъезда ночью со встречниками в таких местах - холодок по спине - двадцать сантиметров - и полетишь вниз кувырком.

Эти картинки и ощущения были очень близки к впечатлениям от апокалиптических кадров из фильма "Терминатор", когда там показывали перестрелки выживших людей и разного рода робототехники на руинах.

А там, где стройка уже закончилась - шёл каменистый грейдер шириной в четыре полосы, по краям - отбойники, километровые столбы, ограды мостов - всё как на нормальной автомагистрали. Только асфальта нет:) Из дорожных знаков - только названия водных потоков. Как правило "Ручей 1", "Ручей 2", "Ручей 38" и так далее. Изредка - знаки об автозаправках.

Где-то на границе Амурской области и Хабаровского края мы решили остановиться пообедать в придорожной забегаловке. Солнце, белейший снег - я первый раз в жизни использовал солнцезащитные очки. Я как раз закончил свою смену за рулём и решил дёрнуть пивка, ибо торопиться некуда, идём нормально и вообще - хоть разок за Гонку можно себе позволить чуть-чуть расслабиться?;)

Забегаловка представляет собой кусок огромной трубы диаметром метра два, торцы которой обшиты вагонкой, в стенках трубы прорезаны окна и вставлены рамы. Заказываем шашлык, садимся, иркутяне достают литр водки "На берёзовых бруньках", накатываем, и тут в забегаловку вваливаются Латыши. Приветственные возгласы, улыбчивые перепалки, они присоединяются, достают свой "квас" (это рижский бальзам, перелитый в полуторалитровую бутылку из-под кваса). Через некоторое время в ту же забегаловку, в которой уже явно становится тесновато, заходят перегонщики, человека три. Как и все остальные начинают расспрашивать: кто такие, куда и зачем едем - ритуал, который частенько повторялся по пути, ведь уклеенные ракламными наклейками машины любопытство разжигают не на шутку. Мы рассказываем, перегонщики слушают, задают дополнительные вопросы, а потом один из них произносит фразу дня:
"Хорошо вы", - говорит: "Едете." И полумечтательным тоном, чуть-чуть растягивая звук "о", добавляет: "С девчёнками..."
Забегаловка содрогнулась от взрыва хохота:)

Кстати, о женщинах в Гонке
Пожалуй, обязательное условие организаторов, что в составе экипажа должна быть одна женщина, являлось предметом самых горячих споров. Ещё до гонки в интернет-дискуссиях звучали фразы: "Да лучше лишнюю запаску или пару канистр солярки положить, нежели брать с собой женщину". Или "Без женщины в экипаже мужики сдохнут с голоду, зарастут грязью и передерутся друг с другом"...
Вопрос об отношении к женщине в экипаже со стороны журналистов был стандартен и набил оскомину - об этом спрашивали все.
Моё же отношение таково: в мужском коллективе _обязательно_ должна быть женщина. В каких-то вопросах женщина слабее мужчины, в каких-то сильнее. Но главное не в этом, главное в том, что в присутствии женщины мужчины показывают гораздо более лучшие результаыв, нежели в её отсутствии. В любой области, будь то гонка или танцы, программирование или единоборство. Таковы природные инстинкты, никуда не денешься.
Олени, знаете ли, дерутся между собой только за внимание самки. Без неё они мирно пощипывают травку;)
Несмотря на то, что в основном в гонке рулили я и ВиктОр, большой вопрос - чей вклад в общее дело больше. Динка полностью взяла на себя вопросы нашей экипировки и питания, она научила нас обращаться с навигационной техникой, вся электроника системы навигации - это её электроника.

Ну и ещё одна сценка у той же забегаловки. Я с Машей Приваловой (которая шла с командой латышей) выхожу на улицу покурить. Вокруг простор снежных равнин, солнце, такое исключительно тонкое ощущение грани зимы и весны. В голове приятно шумит алкогольное тепло, тело гордится благородной усталостью после многочасовой рулёжки. Руки и лицо пощипывает морозец. После нескольких неторопливых затяжек и наблюдения за дымом, красиво освещённым солнечными лучами и улетающим по ветру, приходит осознание: "Ёлки, да ведь мы практически сделали это, за спиной уже полтора десятка тысяч километров, ещё сравнительно немного, и мы на Тихом океане! Силы есть, техника в порядке, рядом верные друзья, настроение великолепное." И ещё много подобных мыслей. Маша, видимо, испытывает близкие ощущения, говорит о причудливости мест и времён встреч, в ответ я иронизирую:
"Да, Маша, где только не встретишь пьяного Аликберова:)"

В таком неспешном стиле, сохранив целыми колёса, стёкла и оптику, мы добрались до Хабаровска. Заночевали в здании какого-то детского туристического центра. Утром, пока все спали, я разыскал авторынок, нашёл там конвертор 12-220 вольт (у нас к этому моменту сгорели все три запасных блока питания ноутбука на 12 вольт и перед Хабаровском накрылся конвертор на 220). Собрались, плотно покушали, закупили продукты на последний этап и прибыли на место предстартового брифинга в ресторане Овертайм.

Заданием этапа была всё та же Культурная Навигация. Дополнительно был выдан Золотой конверт с напутствием - в конвертне - головоломка. Команда сама решает - открывать его или нет, но если открывает, то хотя бы часть задания Золотого конверта должна быть выполнена. Если команда не сможет этого, то все очки по Культурной навигации сгорают. Но выполнение задания Золотого Конверта увеличивает общий результат по очкам на порядок.

Нам терять нечего, мы открываем конверт сразу. Там листок с нагромождением чисел. Часть из них напоминают gps-координаты. Заколачиваем их в ноутбук - точки оказываются в Питере, на Ольхоне, в Хабаровске (совсем рядом с точкой старта), во Владивостоке и на трассе между Хабаровском и Владивостоком. Остальные цифры пока для нас загадка. Приезжаем на точку, которая в Хабаровске. Какой-то стадион, какие-то рекламные щиты - не понятно, что является точкой и что делать. Туда же приезжают Екатеринбург с Арсеналом и также, как мы, мечется по окрестностям. Потом подъезжают Врачи и кидают идею - третье число из восьми цифр на самом деле - диапазон времени, в которое нужно оказаться на месте. Остаётся ещё пара чисел - одно из трёх цифр, второе из двух или трёх. Если про диапазон времени предположение верное - то на эту точку мы опоздали. Приходит мысль о том, что число из трёх цифр - это номера машин. Вспоминаем - действительно, для пяти чисел существуют организаторские машины с такими номерами, шестое число - не можем вспомнить.

Ладно, разрабатываем маршрут так, чтобы в нужный диапазон времени оказаться на точке на трассе между Хабарой и Владиком, едем за дальней чёрной точкой. По дороге возникает мысль - а что, если точки в Питере и на Ольхоне - подсказки? По диапазону времени определяем - есть ли на карте что-то, что напоминает Питер и находится в районе маршрута - находим село Петропавловку! И находим в другом районе село Ольховку! Взяли чёрную, ломанулись в Петропавловку. Обшарили всё деревню - нет машин с такими номерами. Смеркается, местных жителей не отловить, чтобы спросить - заезжали ли сюда чужие машины кроме нас. Ладно, едем за другими точками.

За полчаса до контрольного времени подъезжаем к перекрёстку, где возможно будет точка из Золотого конверта, есть время, чтобы проверить деревню Ольховка. Там опять ничего нет, возвращаемся к перекрёстку. Там стоят уже почти все команды, нет только Гостелерадио и Тенториума;) Через некоторое время подъезжает машина организаторов с нужными номерами, толпимся у неё, получаем печати в листок с заданием - головоломка разгадана. Так же как и мы Врачи обшарили и Петропавловку, и Ольховку. Даже ледовую переправу, как на Ольхоне нашли:) Остаётся ещё одна точка из Золотого Конверта - она находится у маяка, на месте финиша этапа.

Спокойно собираем точки, утром въезжаем во Владивосток. Журналист, которого мы везём в машине, родом отсюда. Он показывает нам дорогу к маяку.

Финиш у маяка в бухте Золотой РогУже на спуске в бухту видим косу, маяк и вереницу машин участников, почти все уже приехали, мы сдаём результаты за полчаса до закрытия финиша. ВиктОр на глазах изумлённой публики купается в Тихом океане. Вокруг него плавают льдины - лёд тронулся всего несколько дней назад.

Охуеть, мы дошли...

Все, кто доехал...строимся в колонну, в сопровождении ДПС едем через Владик на спецучасток...
...ВиктОр гусарит: изрядно выпив после ледяной воды, покупает охапку роз, ходит и вручает цветы каждой барышне, встреченной среди зрителей на СУ...
...проспали процедуру награждения, появляемся там к шапочному разбору и банкету, нам передают металлические жетоны участников, прошедших гонку до конца...
...вместо запланированного дня прогулок по Владику участвуем в качестве свидетелей в уголовной разборке одного из экипажей - они не поделили кортики и стали писать заявления о кражах в милицию друг на друга...
...на дружеской попойке коллег-теперь-уже-не-конкурентов ВиктОр съедает что-то рыбное, у него дикая аллергия, носимся по ночному городу в поисках лекарств. Врачи (Прайд и Астра) ваяют импровизированную капельницу из бутылки в полиэтиленовом пакете, подвешенной на люстре в гостиничном номере. После успешного откачивания Витьке выдаётся прозвище Рыбка...
...сдаём машины на паровоз, садимся в самолёт, девять часов лёта пролетают как мгновение, выпит весь коньяк, который нашёлся в баре...
Мы - в Москве.


[an error occurred while processing this directive]